fbpx

«Отец гера — остается ли он ему отцом после гиюра?» — очень важный вопрос из @askYH, моей онлайн приемной в Телеграме, который раскрывает взгляд Торы на роли родителей и детей

Спасибо за хороший вопрос, он поднимает важную тему роли родителей в жизни человека, особенно, взрослого человека. Кто для меня родители? Биологические создатели? Воспитатели? Те, с кем меня связывают особые отношения или обязательства? 

И какова роль гиюра? Что она меняет в жизни того или той, кто проходят этот путь?

Сначала коротко, поскольку дальше лонгрид

Меньше формальных обязанностей и много места неформальным вниманию, уважению и любви, как в формате Торы, так и в том виде, как это принято в обществе. Здесь можно только завидовать: чистота отношений, не замутненная обязаловкой 🙂 

https://t.me/askYH — моя онлайн приемная, где я рад ответить на ваши вопросы по иудаизму

Теперь подробно

С точки зрения Торы любая реальность ложится на сетку координат заповедей, а в Торе 2 набора координат: 613 заповедей для евреев и 7 заповедей для всего человечества.

Первичную принадлежность к сетке координат — 7 или 613 — человек получает по факту рождения. При этом гиюр подразумевает, что, подданность 7 заповедям можно изменить на 613. Но не наоборот.

Система 7

В системе из 7 заповедей 1 заповедь прямо формирует этот вопрос: запрещенный секс, среди деталей которого запрет инцеста. Таким образом родители — те, кто не могут быть предметом реализации страсти и сексуальными партнерами. Так родители выносятся в особый статус, исключая комплексы Эдипа и Электры. Родители, таким образом, особая категория людей, с которыми могут быть разные отношения, эмоциональные, интеллектуальные, родственные, деловые, дружеские, наставнические. Но не секс.

Здесь же высказываются законоучители, среди которых Рамбам и Рамбан: в нашем вопросе актуальны тема плодиться и размножаться и тема справедливого суда. Так появляются обязанность «родителей» создавать «детей» и обязанности детей отвечать родителям уважением и справедливостью. Так отношение детей к отцу и матери обретают грань некоей «ответной взаимности» или возврата долга: тебя создали и воспитали, ты возвращай взаимностью. Особенно, когда они будут нуждаться в детях.

Система 613

Система 613 заповедей, сетка координат еврейского народа, добавит отношение «любовь», то есть, заботу и исполнение воли родителей, и «трепет», то есть, соблюдение почтительной дистанции, воздержания от негативного и неуважительного отношения. 

Кроме этого, у родителей заповедь о воспитании детей, которую мудрецы Талмуда расширят на сферу выживания, то есть, заповедано не только научить Торе, справедливости и нравственности, но и ремеслу и, например, плаванию, как пример умения выжить в мире и не умереть. 

Есть еще несколько заповедей из числа 613, регулируют отношения родителей и детей. Например, наследование имущества и статуса: национальности, принадлежности к определенному роду. Есть особые запреты: проклинать родителей и наносить им ущерб — это в дополнение к обычными запретам поступать так с любым человеком. Есть и несколько других заповедей рядом, например, кто имеет право становиться родителями и воспитателями, а кто не имеет. Здесь запрет смешанных, то есть, межнациональных браков, к примеру.

Эти отправные точки не исчерпывают всю тему отношений родители-дети, но дают старт и развитие системы отношений, обязанностей, прав и зоны ответственности.

Резюмируя этот краткий обзор, можно сказать, что еврейская система обширней общечеловеческой, хотя обе предписаны Б-гом.

Гиюр

Теперь гиюр. Его суть в области юридической-наследственной заключается в том, что человек, как в mind map, «отрывает» родословную от прежней ветки и пересаживает ее на ветку Авраама и Сары, основателей еврейского народа.

Это «пересаживание» не отрезает эмоциональную составляющую и вопрос признательности и определенного морального «долга» перед родителями, но юридически прерывает обязательства. Человек, прошедший гиюр, не отягощен формальными обязательствами в адрес родителей. Тем не менее мудрецы вынесли постановление, которое предписывает геру соблюдать дух закона в адрес родителей, во избежание уродливости. Так, например, гера, в отличие от урожденного еврея, не казнят за проклятие биологических родителей, но это все же запрещено. Другой пример: «Гер-мужчина имеет формальное право заключить брак (если те пройдут гиюр) с матерью или сестрой, гийорет-женщина с отцом и братом (формально, прервана юридическая родственная связь и, как результат, ушел запрет инцеста), но должен продолжать придерживаться правил» во избежание ситуации, когда «повышение святости» приводит к уродливости и заслуженному порицанию.

Таким образом, я бы резюмировал тему так:

Юридически. Гер по букве базового закона освобожден от ряда обязанностей в адрес родителей, но должен оказывать приоритетное, особое отношение с точки зрения духа закона и с точки зрения нахождения в общемировой человеческой цивилизационной системе.

По-человечески. Отношения родителей и детей не заканчиваются на границе юридических обязательств.

Тема большая, всю лаконично не охватить. Буду рад ответить на уточняющие вопросы. Обсудим в среду в #войс.

 

Share This

Copy Link to Clipboard

Copy