Глава «Берейшит» — это три истории создания мира, три ракурса: природа, личность, общество.
- Природа и порядок. Наверное, все знают цитаты отсюда: «Да будет свет…», «И был вечер, и было утро, день первый, второй, третий». В этой истории человек приходит предпоследним, на шестой день, а праведность последней, в шабат, да и то будущий (он пока не заповедь).
- Личность и праведность. Здесь праведность-грешность на первом плане. Личная, индивидуальная праведность: Адама, Евы и других. Здесь змей, грех древа познания, Каин и Авель и пр. Берейшит, 2:4.
- Общество и сексуальность. Здесь так же в фокусе праведность и грешность, но в другом масштабе, обещественная, праведность цивилизации. А еще для Торы здесь важны размножение и сексуальность, больше, чем в ракурсе личности, хотя они есть и там. Здесь перечисление десяти поколений от Адама до Ноаха, оценка красоты дочерей человеческих (о мужской красоте ни слова!) и решение о Потопе и перезапуске. Берейшит, 5:1.
На первое место (хронологически) Тора ставит природу, мир создан так, что она будет всегда первой и на нее всегда будут накладываться личность и общество с их праведностью и грешностью, «Пути земли предшествовали Торе».
И, пожалуй, это главный урок главы и книги Берейшит: работать не только в поле заповедей, есть много вовне. Заповеди лягут на фактуру личности и общества и будет здорово, когда в конце концов Тора будет здоровой и красивой.
Занятно, что лишь в первом описании все заканчивается хорошо, шабатом. Третий вообще фатален, заканчивается решением о перезагрузке человечества. А второй наказанием Каина за убийство Авеля и десакрализацией разговоров о Б-ге*. Десакрализация знакома всем жителям современного ТЛВ и Израиля, кто в теме трендов светского общества, под лозунгами «У религиозных нет монополии на Тору», «Светский иудаизм» и «Новая израильская самоидентификация».
«Ничего нового под Солнцем» 🙂 Шабат шалом!
Но можно смотреть по-другому: круто, что евреи ищут себя в Торе, потому что тогда люди отходили от Торы, а сегодня возвращатся. Коряво, не мастерски, но возвращаются. Первые шаги а подиуме редко бывают безупречны эстетически.
А вы как хотите смотреть на вещи? 🙂 Шабат шалом еще раз!
Photo by Meir Hersonski
* — Берейшит 4:26 «Тогда и начали взывать именем Господа» Талмуд разъясняет так: «Начали», использовано слово הוחל, ѓухаль, родственное слову חולין хулин, будничность.